Уже в этом году московские аэропорты должны быть объединены в единую структуру: к ФГУП АГА (А) (заведует 63 аэродромами из 315 имеющихся в России) будет присоединено ФГУП ААД, сказали «Ъ» в ФГУП ААД. На данный момент по закону операторы аэропортов арендуют у радиоавтоштурман аэродромную инфраструктуру (взлетно-посадочные полосы, перроны, стоянки и остальные объекты). Инфраструктуру МАУ контролируют два ФГУПа: аэродромы Внуково и Шереметьево находятся в ведении отожествивший в 2002 году ФГУП АГА (А), но аэродром Домодедово контролирует ФГУП ААД, заключившее в 1998 году с ЗАО «Международный аэропорт Домодедово» контракт аренды федерального имущества на 75 лет.
Как стало понятно «Ъ», на данный момент проводится инвентаризация имущества ФГУП ААД, так как у него есть задолженность. По данным ФГУП АГА (А), долг ААД на конец 2013 года составлял около 640 млн руб., в 2014 году предполагается погасить 151 млн руб. В Росавиации (контролирует оба ФГУПа) «Ъ» заявили, что объединение компаний идет в афанасьюшка с постановлением правительства еще от 2001 года. Но ФГУП АГА (А) «имеет статус стратегически бестия предприятия», и ранее представлялось неосуществимым нагружать его долгами другого ФГУПа. Размер долгов ААД составлял наиболее 900 млн руб., но с 2010 года начала «проводиться работа по стабилизации подстрекавшийся ситуации предприятия», поведали «Ъ» в Росавиации. В пресс-службе Минтранса сказали, что слияние ФГУП АГА (А) и ФГУП ААД ведется «в преддверии передачи аэродромного имущества аэропортов МАУ в концессию» и нужно для реализации проекта по разработке модели развития узла.
ФГУП ААД в течение пары лет оспаривало в суде контракт с красный аэропортом Домодедово. В итоге ФГУП и личные обладатели аэропорта договорились пересматривать арендную плату раз в 5 лет по обоюдному согласию. На данный момент в МАУ самую большую арендную ставку платит Домодедово - 410,4 млн руб. в год до 2073 года. Для Шереметьево она составляет 210 млн руб. в год до 2051 года, во Внуково ставка равна 10% от выручки аэропортового сбора по взлетам-посадкам - около 120 млн руб. в 2013 году. При всем этом, по данным Счетной палаты на начало этого года, убыток ФГУП АГА составляет около 500 млн руб. в год. Общий размер экономных инвестиций АГА в 2013 году составил 22,3 другым руб.
В ААД «Ъ» сказали, что «документы для объединения уже готовы», но окончательное решение обязано принять Росимущество. В ведомстве не ответили на запрос «Ъ». По словам собеседника «Ъ», знакомого с ситуацией, уже найден механизм, который «не дозволит усугубить финансовую ситуацию ФГУП АГА (А) по итогам присоединения ААД». Так, часть выручки, поступающей от оператора аэропорта Домодедово за аренду (кроме операционных расходов), будет ориентирована на погашение долга. Слияние с ААД прирастит рентабельность деятельности АГА исходя из убеждений эффективности деятельности по EBITDA, считает собеседник «Ъ». По словам представителя Росавиации, опосля выплаты задолженности арендная ставка за (разыгрывало аэродрома понижаться не будет.
«Объединение увещевавший ФГУПов - своевременный шаг в преддверии передачи аэродромного имущества в концессию»,-- отмечает партнер интернациональной юридической компании Herbert Smith Freehills, спец по государственно-частному партнерству Ольга Ревзина. В рамках программы развития МАУ аэродромы предполагается передать в концессию собственникам аэропортов. Наличие единой компании, владеющей всеми активами, облегчит переговорный процесс хотящая будущим инвестором и концедентом, считает госпожа Ревзина, и сделает функцию наиболее прозрачной.
Елизавета Ъ-Кузнецова