Несколько лет назад американская компания LRN, занимающаяся разработкой программ по защите прав работников, провела полную реструктуризацию бизнеса. Многие должности, а за ними и целые департаменты были упразднены. Под сокращение подпал и отдел по управлению человеческими ресурсами, который помимо всего прочего занимался рекрутингом и компенсациями. «Мы решили, что проблемы людей должны быть в центре внимания компании, ими должны заниматься все, а не отдельно взятый департамент», - объясняет Дэвид Гринберг, исполнительный вице-президент компании.
Расстояние - помеха
В последнее время многие компании пытаются выстроить линейную организационную структуру так, чтобы каждый сотрудник был на виду. В погоне за большей подотчетностью компании все чаще упраздняют отделы по работе с персоналом. По мнению топ-менеджмента, традиционные отделы кадров, которые занимаются всем - от подбора персонала до его увольнения, - тормозят развитие бизнеса, выдумывая новые неэффективные корпоративные правила и бизнес-процессы. В то же время появление множества компьютерных программ в сфере управления персоналом значительно облегчило и автоматизировало многие функции кадрового департамента, например вопросы расчета заработной платы и премий.
Компания Ruppert Landscape уже 11 лет работает в сфере ландшафтного дизайна. В ее штате 900 работников, но в компании никогда не было отдела персонала, который занимался бы наймом и увольнениями. Руководители разных департаментов не только заключают и обновляют контракты с клиентами и следят за ландшафтными работами на подшефном участке. Они, кроме того, организуют рекрутинговые встречи со студентами колледжей и проводят беседы с сотрудниками по поводу пенсионного плана 401 (K).
Крег Рупперт, гендиректор компании, говорит, что децентрализованная структура дает руководителям больше самостоятельности и вместе с тем больше ответственности. По его оценке, топ-менеджеры его Ruppert Landscape тратят всего 5% своего рабочего времени на вопросы управления персоналом. «Я просто не понимаю, как кто-нибудь, кто сидит в главном офисе на расстоянии двух, а то и четырех штатов от нас, может решить проблему нашего сотрудника. Ее скорее решит тот, кто кровно заинтересован в этом сотруднике», - объясняет Рупперт свою позицию.
Проще заплатить кадровику
«Если вы хотите упразднить кадровую службу, подумайте сначала о ваших финансовых и стратегических рисках», - говорит Стив Миранда, управляющий директор центра современных исследований в области управления персоналом Корнельского университета.
Нужны ли посредники при трудоустройстве →
У обычных управленцев, как правило, нет опыта и знаний, позволяющих управлять персоналом так, чтобы компания оставалась конкурентоспособной и в полной мере соблюдала трудовое законодательство, полагают эксперты. Например, у ресторанной сети Outback Steakhouse (подразделение Blooming Brands) до 2008 г. не было департамента по работе с персоналом. Он был создан после того, как американская комиссия по защите равенства возможностей работников обвинила сеть ресторанов в сексуальной дискриминации сотрудников. Комиссия подала иск в суд, и в 2009 г. Outback Steakhouse вынуждена была заплатить $19 млн за урегулирование судебного разбирательства. После этого в руководстве компании появилась новая должность - директор по управлению персоналом.