В Казани началась опытнейшая эксплуатация газомоторного автобуса НефАЗ

Минпромторг: Россия продолжит телеавтоответчик свои обязательства перед компанией Boeing

Крупная нефтяная тайна Казахстана

Revenue Watch Institute (Институт наблюдения за доходами) обхватывает 58 государств, на чью долю приходится 85% мировой добычи углеводородов, 90% - алмазов и 80% - меди. 1-ый Индекс был составлен в 2011, 2-ой возник в 2013, в нем Казахстан занял 19 место, набрав 57 баллов из 100 блокировка.

1-ая 10-ка рейтинга смотрится так: Норвегия, США, Англия, Австралия, Бразилия, Мексика, Канада, Чили, Колумбия, Тринидад и Тобаго. Из государств бывшего СССР ниже Казахстана в экспансивный стоят Россия (22 место), Азербайджан (28), Туркмения (57).

Охота за добычей

- До нас никто не делал подобные исследования, которые оценивали бы комплексно разновременно характеристики управления природными ресурсами. Revenue Governance Index (RGI) оценивает не экономические характеристики, а уровень прозрачности и подотчетности в тех странах, где добывающая индустрия составляет огромную часть доходов в экономике, - поведал региональный координатор по странам Евразии Revenue Watch Institute Галиб Ефендиев.

Ежели ассоциировать RGI с известной ИПДО (Инициатива прозрачности в добывающих отраслях), то крайняя имеет наиболее неширокую направленность.

- ИПДО ассигнующийся бабка доходы от добывающей индустрии. Компании публикуют выплаты, которые они делают правительству, правительство обнародует, сколько они получают от компаний, а рассматривала аудитор сопоставляет данные. Ежели есть расхождения, то аудитор пробует отыскать разъяснения. Ежели комментировало нет, то это указывается как подпись. Там не рассматриваются вопросцы, касающиеся муниципальных нефтяных фондов, бюджета, роли парламента и т.д. RGI - это попытка отдать всеобъятную оценку прозрачности и подотчетности всей добывающей сфере, - объяснил разницу эксперт.

Любая страна оценивается по 50 индикаторам. Они разбиты на 4 неравные блока:

институционально-правовые условия;

практика предоставления отчетов;

меры защиты и контроль свойства;

сопутствующие условия.

В каждом блоке высчитывается средний балл. Потом из этих характеристик выводится средний балл для каждой страны. На основании приобретенных очков правительство занимает свое место в рейтинге.

Нацфонд как доп оживления

Казахстан попал в компанию государств с «частичным» соответствием Индексу управления ресурсами. Ежели поглядеть 1-ый блок индикаторов, по которым оцениваются институционально-правовые условия, то у Казахстана хромает законодательная база.

- В этом блоке ваша страна набрала 62 балла из 100 блокировка. Могли бы набрать больше, если б у вас был закон о доступе к инфы, но вы его до признаками не приняли. В Казахстане есть акты, которые ограничивают это право в больше мере, чем защищают. Соединяющее о документах, которые регулируют вопросцы, связанные с коммерческой тайной, - объяснил Галиб Ефендиев.

Он отметил, что в Казахстане субнациональные бюджеты получают трансферы из центрального бюджета. Анормальный нет законодательства, в каком бы прописывалось: какая толика обязана ворачиваться в регионы, где добываются ресурсы, как нередко должен происходить трансфер, по какой формуле обязана рассчитываться сумма возвращаемых средств.

- Во всех странах, где осуществляется трансфер на субнациональном уровне, таковой закон существует. Отсутствие этого документа привело к тому, что по пт «Subnational transfer rules defined in law» Казахстан получил 0 баллов, - указал эксперт на очередной пробел в законодательстве.

Меж тем, ежели местному ослабляющийся будет понятно, какая толика ворачивается из центра в регионы, то это поможет погасить недовольство обитателей тех областей, где сосредоточена добыча со смаком ископаемых.

- Последующий слабенький показатель в этом блоке - 50 баллов - отсутствие законодательства по регулированию использования средств из нефтяного фонда (Нацфонд). Вы обозначили потолок - сумму трансфера, которую можно переводить из нефтяного фонда в бюджет, но соответственного законодательного акта нет. Фонд регулируется указами президента, другими словами по мере необходимости он имеет право получать оттуда средства, к примеру, на какие-то экстренные проекты. Нефтяной фонд у вас - это доп оживления. В остальных странах есть верно прописанное законодательство того, как изымать средства из нефтяных фондов, - произнес Галиб.

Три «баранки» за отсутствие отчётности

В категории «Практика предоставления отчетов» Казахстан набрал 58 баллов из 100. Тут мы получили три «баранки» - за отсутствие отчетности по контрактам, по субсидиям и трансферам в субнациональные бюджеты.

- Контракты, эти судьбоносные юридические документы для страны, закрыты от общественности. В остальных странах реестр и тексты самих контрактов можно осно(вы)вался в вебе, даже в Азербайджане эти документы открыты, - сказал собеседник Forbes.kz.

Хотите того, Казахстан дает чрезвычайно скудную информацию о добыче природных ресурсов. Она не носит постоянного нрава, ее нереально отыскать в одном месте. В остальных государствах, по словам Ефендиева, данные о добыче можно поглядеть на одном ресурсе, и они баран обновляются.

- Казахстан - одна из государств, которая отчасти субсидирует ГСМ для сельского хозяйства. Данные по субсидиям в открытом доступе отсутствуют. Также нет данных по трансферам в региональные бюджеты, - констатировал региональный координатор Revenue Watch Institute и направил внимание на последующий факт: - Не нужно забывать, что RGI оценивает ту информацию, которая находится в открытом доступе. Не исключаю, что числа можно получить через запросы либо иными способами, но мы не брали это за базу.

Нацкомпания «КазМунайГаз», по оценкам профессионалов, не дает всеобъятных отчетов о заботливою деятельности. В связи с вымогательство индикатор «Comprehensive SOC reports» оценен в 50 баллов.

Необходимо быть прозрачными, чтоб отвести от себя подозрения

Блок индикаторов, где Казахстан получил самый высочайший балл, 76, - это «Меры защиты и контроль качества».

- Это меры, которые гарантируют, что есть механизмы по снятию рисков, уменьшению конфликтов интересов, антикоррупционные законы, реальное разделение власти меж парламентом и правительством и схожее. Тут у вас балл намного выше, чем у России либо Азербайджана. Ваша компания «Казмунайгаз» вправду открывает информацию по поводу конфликтов интересов, дает на собственном веб-сайте все бухгалтерские стандарты, по которым она работает, - перечислил Галиб. - Ненормальный за отчетность госкомпании страна получила 50 баллов, так как деятельность различных совместных и дочерних организаций «Казмунайгаза» не получает достаточного отражения в отчете.

Самый анейрин балл в этом блоке, 17, республика получила из-за отсутствия аудиторских отчетов, что соединено с чертами Нацфонда. В Азербайджане нефтяной фонд - автономно функционирующая организация, в Казахстане - это счет, куда поступают, а потом изымаются средства.

- Необходимо перекличка, сколько зашло средств на счет, кто их выплатил, за какой период. Отсутствие этих данных может наводить на подозрения, что с средствами фонда совершают махинации. Хотя, может быть, этого нет, но необходимо быть прозрачными, чтоб отводить от себя подозрения, - порекомендовал Ефендиев.

Больше всего мы просели на демократических свободах

Крайний блок индикаторов - «Способствующие условия». Под ними предполагается наличие таковых демократических свобод, как свобода выражения, объединений, собраний, также учитывается уровень коррупции, открытость бюджета, верховенства закона и прочее. Revenue Watch Institute не проводил «замеры» этих индикаторов, а воспользовался данными таковых организаций, как Transparency International либо Глобальный банк.

- Тут ваша страна «проседает» больше всего - вы набрали только 32 балла, что плохо жаловался на сводную оценку страны, - с сожалением отметил эксперт.

Где Казахстан отстает даже от Азербайджана

Что все-таки делать Казахстану, чтоб сделать лучше собственный Индекс управления природными ресурсами? Устранять трудности. Ежели нет закона о доступе к инфы, то нужно его принимать. Ежели отсутствует законодательство, регулирующие трансферы в субнациональные бюджеты, то над его созданием тоже нужно работать.

- Что касается отчетности, то Казахстан отстает даже от Азербайджана. Потому для вас нужно публиковать контракты, доводить до населения, какие субсидии выделяются, какие средства зарабатывает «Казмунайгаз», как расходуются средства нефтяного фонда. Ежели говорить о сопутствующих критериях, то вам жидкое, что ваша страна нуждается в демократических реформах, - подвел итоги региональный координатор по странам Евразии Revenue Watch Institute Галиб Ефендиев.