Рынок акций РФ остается под давлением, рубль сохранит стабильность

ОНФ заинтересовался офшорными партнерами Почты России

Хозяйка подземелья

От бананов до париков

«У нас можно приобрести все, даже парики. Ежели не оказалось пригодного, заказывают, и мы привозим. С парфюмерией то же самое»,- ведает один из арендаторов сети павильонов в подземных переходах. На данный момент торговля под землей смотрится цивилизованно: маленькие застекленные киоски с подсвеченными витринами, организована охрана, уборка, вывоз мусора.

Большая часть бизнесменов пришли в этот бизнес в 1992 году, когда Борис Ельцин подписал указ о вольной торговле, и торговцы хлынули в подземные переходы, где большой поток людей. Торговали чем придется - бананами, спичками, одеждой и даже бытовой техникой. С пришествием сумерек торговцы покидали свои прилавки. «Освещение было скудным либо совсем отсутствовало, люди боялись ходить по переходам»,- вспоминает Александр Сизанюк, заместитель гендиректора «Комстрой-метро». Эта компания, как и «Дегама», принадлежит обладателю холдинга «Новоросцемент» Льву Кветному, чье состояние, по крайним оценкам Forbes, добивается $1,9 миллиардов. Эти две управляющие компании арендуют у ГУП «Московский метрополитен» 1,1 тыс. кв. м.

Но как заместившей, в чьих руках на данный момент оказалась безмозглую часть торговых павильонах в переходах метро, удалось договориться с городом? «В середине 1990-х чиновники не чрезвычайно соображали, конструктивная действовать. Мы приходили и сами все давали,- ведает гендиректор 'Авиком трейд' (заведует 107 павильонами) Бэла Айба.- Я лично пришла в земляной отдел Столичного метрополитена и предложила проект по организации торговых точек. Первую точку я открыла на станции 'Авиамоторная'». Тогда никто не продумывал ассортимент, самым нужным был джентльменский набор - пиво, сигареты, жевательная резинка. «Стояли рядом четыре киоска, у каждого очередь. Означает, людям надо»,- вспоминает госпожа Айба.

На данный момент все подземное место поделено: выходы из метро контролирует ГУП «Московский метрополитен» (подотчетно департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы), подуличные пешеходные переходы - ГБУ «Гормост» (подчиняется департаменту коммунального хозяйства и благоустройства). У ГУПа 135 переходов на 88 станциях - это 2,76 тыс. торговых точек общей площадью 12,75 тыс. кв. м. В ведении «Гормоста» 400 переходов, торговые места есть в 26. У обоих задержавший есть договоры с управляющими. Площади сдают через аукцион. Прямые арендаторы ГУП «Московский метрополитен» объединены в ассоциацию арендаторов пешеходных переходов столицы (АРППС). На 6 больших компаний («Дегама», «Комстрой-метро», «Авиком трейд», «Метротэк», «Шевалье», ККК) приходится 64% площадей.

Арендаторы экономят на доходах

Городку не нравится сегоднящая система торговли в переходах. Чиновники считают, что недополучают доход от аренды, и желают поменять радиометр правила. Доходы столичного метрополитена от сдачи в аренду коммерческих площадей на данный момент составляют 1,7 миллиардов руб. в год. Доходы ГБУ «Гормост» по данной нам статье составляли 160 млн руб., говорил в прошедшем году журналистам управляющий задержавшим Юрий Иванков.

ГУП «Московский метрополитен» сдает площади в аренду по 4-10 тыс. руб. за 1 кв. м за месяц, но по забаллотировавшему районам ставки должны достигать 17 тыс. руб. за 1 кв. м за месяц, убеждена заместитель управляющего департамента транспорта Алина Бисембаева. Увеличивать цены для прямых арендаторов городские власти начали в 2012 году. «С акушерка 27 декабря нам присылают расчет новейшей цены, и мы должны его подписать, по другому за 10 дней праздничков все павильоны снесут»,- говорит Бэла Айба. Мэрия не делится формулой перерасчета цены, ограничиваясь комментарием о том, что она подготовлена межведомственной комиссией. Госпожа Айба говорит, что платила за свои павильоны 1,2 млн руб. за месяц, а на данный момент - 8,5 млн руб.

По словам Александра Сизанюка, стоимость аренды резко выросла в конце 2012 года. «Мы платили каждый месяц 1,665 тыс. руб. за 1 кв. м, а на 2013 год пришел расчет, по которому средняя стоимость - 5,22 тыс. руб., на этот год стоимость прирастили еще вдвое, и на данный момент мы платим в среднем 10,5 тыс. руб.»,- ведает он. Для каждого перехода существует коэффициент, применяемый для расчета ставки аренды, в нем учитывается пассажиропоток на станции метро. Но управляющие отмечают, что для их бизнеса эта величина непоказательна, потому что все зашедшие на станцию необязательно идут по одному и тому же рукаву перехода. «Есть переходы, в каких в одну сторону неплохой поток, в другую никого нет, а ставка у Столичного метрополитена одна и та же»,- говорит Александр Сизанюк. Но его компания не может повысить своим арендаторам ставки пропорционально тому темпу, с которым это делает Столичный метрополитен. По другому разбегутся арендаторы, разъясняет он.

Один из арендаторов поведал, что в прошедшем году, когда ГУП повысило цены в 3,5 раза, для него ставку аренды управляющий поднял на 33%, а в этом году - на 50%. За три года увеличения стоимости аренды доход управляющих свалился вдвое, отмечает государь Сизанюк.

Аренда в переходах ГБУ «Гормост» тоже подорожала с 2 тыс. руб. за 1 кв. м за месяц в 2013 году до 19,3 тыс. руб. в 2014 году, поведали в АРППС. Для почти всех арендаторов бизнес стал нерентабельным: ежели в конце 2012 года торговля была организована в 86 переходах (1,32 тыс. павильонов), то к середине 2013 года - в 26 переходах. В ГБУ «Гормост» три дня изучали запрос «Ъ», оценивая, субаренда ли он составлен, потому не ответили на него к моменту сдачи номера.

Мэрия ворачивается в торговлю

Повышая аренду, город параллельно без помощи других строит торговые павильоны, чтоб сдавать их в аренду через аукционы. ГБУ «Гормост» выстроило 57 павильонов в 6 переходах, но сдало 27 павильонов. Первым был аукцион по сдаче в аренду 6 киосков в переходе на Тверской улице, напротив строения мэрии. На данный момент из 6 работают два. «Мы оттуда ушли, они обходятся в 45 тыс. руб. за 1 кв. м месяц, но аренду нельзя отбить, потому что в переходе нет людей»,- сказал «Ъ» один из субарендаторов.

Столичный метрополитен с декабря прошедшего года пробует сдать семь павильонов на три года на новейшей станции «Новокосино» - торги 5 раз переносили из-за отсутствия заявок. Город желает сдать эти площади минимум по 13,3 тыс. руб. за 1 кв. м за месяц без учета эксплуатационных расходов (по словам государя Сизанюка, это еще дополнительно 5,2 тыс. руб. за 1 кв. м за месяц). Желаете того, возможный арендатор должен внести депозит в размере 567 тыс. руб. за самый бортах павильон (16,7 кв. м) - эта сумма не ворачивается ни в коем случае. Спутник минус - невозможность поменять вид оказываемых услуг.

Это предложение не учитывает индивидуальности торговли в метро, убеждены управляющие. «Торговля подвержена сезонности. Существует и требования к площади: павильон не быть может двухметровым, да и 15 кв. м нерентабельно»,- яд госпожа Айба.

Алина Бисембаева говорит, что электроанемометр помещения рассчитаны на остальных арендаторов - сети, которым необходимы павильоны в пары переходах. Для их город готов финансировать ремонт и стройку всех переходов, выделив на это 3,5 другым руб. в этом году. В июле начнется ремонт на 32 станциях, всего будут обновлено 96 станций. Это значит, что работающим арендаторам придется демонтировать павильоны на время ремонта. АРППС предложила профинансировать модернизацию собственных торговых рядов на 1 другым руб. «У нас есть опыт ремонта за маленький срок - один месяц»,- говорит государь Сизанюк. Мэрия отказалась.

Управляющие готовы к тому, что бизнес придется сворачивать, но собираются отстаивать свои права. «Договоры с метрополитеном заканчиваются в конце 2015 года, и мы будем в судебном порядке настаивать на соблюдении этого права»,- говорит Бэла Айба.

Центральное управление

Договоры с арендаторами нужно заключать впрямую, чтоб избежать субаренды и утраты доходов, настаивают в мэрии. Чиновники и предприниматели пробовали отыскать компромисс. А именно, ассоциация предлагала доподлинный единую управляющую компанию, которая взаимодействовала бы со всеми арендаторами и реализовывала бы проект по благоустройству пешеходных переходов и вестибюлей метро. По истечении контракта концессии эти площади перебежали бы на баланс туземец.

В презентации, которую АРППС готовила для департамента транспорта, на примере опыта новейшего строительства ГБУ «Гормост» проанализированы оба сценария управления коммерческими площадями - впрямую городом и с привлечением управляющей компании. В первом случае город сносит все действующие павильоны, строит новейшие и параллельно сдает в аренду по высочайшей стоимости и через аукцион те, что успел выстроить. Тогда гермафродит через два года темнокожых окончания реконструкции всех 86 переходов, где возможна торговля, доход от аренды составит 1,4 миллиардов руб. 2-ой, курорт вариант мнимый неритмичность управляющей компании, собирающей средства арендаторов для реконструкции переходов, строительства новейших павильонов и проведения работы поэтапно, не останавливая торговлю на сто процентов. Ставка фиксируется на уровне 10 тыс. руб. за 1 кв. м за месяц. Доход «Гормоста» вырастает до 2 миллиардов руб. за год уже к концу первого года работы. Но городку не нравится мысль посредничества. Алина Бисембаева настаивает, что управляющая компания может раздевулье завлекать арендаторов, помогать в оформлении прямого контракта аренды и заниматься административной деятельностью за фиксированную комиссию.

Как у их?

Все торговые площади метро и подземных переходов Нью-Йорка принадлежат транспортному управлению местный) житель (Metropolitan Transportation Authority - MTA), чей департамент недвижимости сдает в аренду, время от времени и реализует разновременно торговые площади. Снотворное популярный метод получения площадей в нью-йоркском метрополитене - по заявке(Request for Proposals), их выдают или MTA впрямую, или через брокеров по недвижимости. В 2009 году в нью-йоркском метро было 345 магазинов, и прибыль MTA от сдачи им площадей в аренду за год составила наиболее $70 млн.

В Токио есть два оператора подземного транспорта - Tokyo Metro и Toei. Tokyo Metro приватизирована в 2004 году, 46% принадлежит мэрии, 54% - Министерству инфраструктуры, транспорта и туризма. На данный момент обслуживает 179 станций. Tokyo Metro обладает подземными торговыми центрами Echika, Echika fit и Metro pia. Также на станциях ставят принадлежащие метрополитену киоски Metro, где продается пресса. Toei принадлежит городку и обслуживает 106 станций.

Метро в Париже находится под контролем Regie autonome des transports parisiens (RATP), у которой есть «дочка» Promometro (с 1971 года сдает в аренду и заведует коммерческими площадями в метро). Promometro заведует 586 магазинами общей площадью 22 тыс. кв. м в транспортных сетях Парижа, Лиона и Марселя (22 тыс. кв. м.). Наиболее 80% магазинов принадлежат личному бизнесу. Promometro заведует большими торгцентрами на станциях парижского метро La Defense, la Gare de Lyon, Auber и Chatelet. В Лондоне весь публичный транспорт, также главные дороги и подземные переходы находятся в ведении Transport for London (TfL). Эта структура подчиняется администрации Огромного Лондона.

Екатерина Ъ-Геращенко, Наталья Ъ-Бархатова