От бананов до париков
«У нас можно приобрести все, даже парики. Ежели не оказалось пригодного, заказывают, и мы привозим. С парфюмерией то же самое»,- ведает один из арендаторов сети павильонов в подземных переходах. На данный момент торговля под землей смотрится цивилизованно: маленькие застекленные киоски с подсвеченными витринами, организована охрана, уборка, вывоз мусора.
Большая часть бизнесменов пришли в этот бизнес в 1992 году, когда Борис Ельцин подписал указ о вольной торговле, и торговцы хлынули в подземные переходы, где большой поток людей. Торговали чем придется - бананами, спичками, одеждой и даже бытовой техникой. С пришествием сумерек торговцы покидали свои прилавки. «Освещение было скудным либо совсем отсутствовало, люди боялись ходить по переходам»,- вспоминает Александр Сизанюк, заместитель гендиректора «Комстрой-метро». Эта компания, как и «Дегама», принадлежит обладателю холдинга «Новоросцемент» Льву Кветному, чье состояние, по крайним оценкам Forbes, добивается $1,9 миллиардов. Эти две управляющие компании арендуют у ГУП «Московский метрополитен» 1,1 тыс. кв. м.
Но как заместившей, в чьих руках на данный момент оказалась безмозглую часть торговых павильонах в переходах метро, удалось договориться с городом? «В середине 1990-х чиновники не чрезвычайно соображали, конструктивная действовать. Мы приходили и сами все давали,- ведает гендиректор 'Авиком трейд' (заведует 107 павильонами) Бэла Айба.- Я лично пришла в земляной отдел Столичного метрополитена и предложила проект по организации торговых точек. Первую точку я открыла на станции 'Авиамоторная'». Тогда никто не продумывал ассортимент, самым нужным был джентльменский набор - пиво, сигареты, жевательная резинка. «Стояли рядом четыре киоска, у каждого очередь. Означает, людям надо»,- вспоминает госпожа Айба.
На данный момент все подземное место поделено: выходы из метро контролирует ГУП «Московский метрополитен» (подотчетно департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы), подуличные пешеходные переходы - ГБУ «Гормост» (подчиняется департаменту коммунального хозяйства и благоустройства). У ГУПа 135 переходов на 88 станциях - это 2,76 тыс. торговых точек общей площадью 12,75 тыс. кв. м. В ведении «Гормоста» 400 переходов, торговые места есть в 26. У обоих задержавший есть договоры с управляющими. Площади сдают через аукцион. Прямые арендаторы ГУП «Московский метрополитен» объединены в ассоциацию арендаторов пешеходных переходов столицы (АРППС). На 6 больших компаний («Дегама», «Комстрой-метро», «Авиком трейд», «Метротэк», «Шевалье», ККК) приходится 64% площадей.
Арендаторы экономят на доходах
Городку не нравится сегоднящая система торговли в переходах. Чиновники считают, что недополучают доход от аренды, и желают поменять радиометр правила. Доходы столичного метрополитена от сдачи в аренду коммерческих площадей на данный момент составляют 1,7 миллиардов руб. в год. Доходы ГБУ «Гормост» по данной нам статье составляли 160 млн руб., говорил в прошедшем году журналистам управляющий задержавшим Юрий Иванков.
ГУП «Московский метрополитен» сдает площади в аренду по 4-10 тыс. руб. за 1 кв. м за месяц, но по забаллотировавшему районам ставки должны достигать 17 тыс. руб. за 1 кв. м за месяц, убеждена заместитель управляющего департамента транспорта Алина Бисембаева. Увеличивать цены для прямых арендаторов городские власти начали в 2012 году. «С акушерка 27 декабря нам присылают расчет новейшей цены, и мы должны его подписать, по другому за 10 дней праздничков все павильоны снесут»,- говорит Бэла Айба. Мэрия не делится формулой перерасчета цены, ограничиваясь комментарием о том, что она подготовлена межведомственной комиссией. Госпожа Айба говорит, что платила за свои павильоны 1,2 млн руб. за месяц, а на данный момент - 8,5 млн руб.
По словам Александра Сизанюка, стоимость аренды резко выросла в конце 2012 года. «Мы платили каждый месяц 1,665 тыс. руб. за 1 кв. м, а на 2013 год пришел расчет, по которому средняя стоимость - 5,22 тыс. руб., на этот год стоимость прирастили еще вдвое, и на данный момент мы платим в среднем 10,5 тыс. руб.»,- ведает он. Для каждого перехода существует коэффициент, применяемый для расчета ставки аренды, в нем учитывается пассажиропоток на станции метро. Но управляющие отмечают, что для их бизнеса эта величина непоказательна, потому что все зашедшие на станцию необязательно идут по одному и тому же рукаву перехода. «Есть переходы, в каких в одну сторону неплохой поток, в другую никого нет, а ставка у Столичного метрополитена одна и та же»,- говорит Александр Сизанюк. Но его компания не может повысить своим арендаторам ставки пропорционально тому темпу, с которым это делает Столичный метрополитен. По другому разбегутся арендаторы, разъясняет он.
Один из арендаторов поведал, что в прошедшем году, когда ГУП повысило цены в 3,5 раза, для него ставку аренды управляющий поднял на 33%, а в этом году - на 50%. За три года увеличения стоимости аренды доход управляющих свалился вдвое, отмечает государь Сизанюк.
Аренда в переходах ГБУ «Гормост» тоже подорожала с 2 тыс. руб. за 1 кв. м за месяц в 2013 году до 19,3 тыс. руб. в 2014 году, поведали в АРППС. Для почти всех арендаторов бизнес стал нерентабельным: ежели в конце 2012 года торговля была организована в 86 переходах (1,32 тыс. павильонов), то к середине 2013 года - в 26 переходах. В ГБУ «Гормост» три дня изучали запрос «Ъ», оценивая, субаренда ли он составлен, потому не ответили на него к моменту сдачи номера.
Мэрия ворачивается в торговлю
Повышая аренду, город параллельно без помощи других строит торговые павильоны, чтоб сдавать их в аренду через аукционы. ГБУ «Гормост» выстроило 57 павильонов в 6 переходах, но сдало 27 павильонов. Первым был аукцион по сдаче в аренду 6 киосков в переходе на Тверской улице, напротив строения мэрии. На данный момент из 6 работают два. «Мы оттуда ушли, они обходятся в 45 тыс. руб. за 1 кв. м месяц, но аренду нельзя отбить, потому что в переходе нет людей»,- сказал «Ъ» один из субарендаторов.
Столичный метрополитен с декабря прошедшего года пробует сдать семь павильонов на три года на новейшей станции «Новокосино» - торги 5 раз переносили из-за отсутствия заявок. Город желает сдать эти площади минимум по 13,3 тыс. руб. за 1 кв. м за месяц без учета эксплуатационных расходов (по словам государя Сизанюка, это еще дополнительно 5,2 тыс. руб. за 1 кв. м за месяц). Желаете того, возможный арендатор должен внести депозит в размере 567 тыс. руб. за самый бортах павильон (16,7 кв. м) - эта сумма не ворачивается ни в коем случае. Спутник минус - невозможность поменять вид оказываемых услуг.
Это предложение не учитывает индивидуальности торговли в метро, убеждены управляющие. «Торговля подвержена сезонности. Существует и требования к площади: павильон не быть может двухметровым, да и 15 кв. м нерентабельно»,- яд госпожа Айба.
Алина Бисембаева говорит, что электроанемометр помещения рассчитаны на остальных арендаторов - сети, которым необходимы павильоны в пары переходах. Для их город готов финансировать ремонт и стройку всех переходов, выделив на это 3,5 другым руб. в этом году. В июле начнется ремонт на 32 станциях, всего будут обновлено 96 станций. Это значит, что работающим арендаторам придется демонтировать павильоны на время ремонта. АРППС предложила профинансировать модернизацию собственных торговых рядов на 1 другым руб. «У нас есть опыт ремонта за маленький срок - один месяц»,- говорит государь Сизанюк. Мэрия отказалась.
Управляющие готовы к тому, что бизнес придется сворачивать, но собираются отстаивать свои права. «Договоры с метрополитеном заканчиваются в конце 2015 года, и мы будем в судебном порядке настаивать на соблюдении этого права»,- говорит Бэла Айба.
Центральное управление
Договоры с арендаторами нужно заключать впрямую, чтоб избежать субаренды и утраты доходов, настаивают в мэрии. Чиновники и предприниматели пробовали отыскать компромисс. А именно, ассоциация предлагала доподлинный единую управляющую компанию, которая взаимодействовала бы со всеми арендаторами и реализовывала бы проект по благоустройству пешеходных переходов и вестибюлей метро. По истечении контракта концессии эти площади перебежали бы на баланс туземец.
В презентации, которую АРППС готовила для департамента транспорта, на примере опыта новейшего строительства ГБУ «Гормост» проанализированы оба сценария управления коммерческими площадями - впрямую городом и с привлечением управляющей компании. В первом случае город сносит все действующие павильоны, строит новейшие и параллельно сдает в аренду по высочайшей стоимости и через аукцион те, что успел выстроить. Тогда гермафродит через два года темнокожых окончания реконструкции всех 86 переходов, где возможна торговля, доход от аренды составит 1,4 миллиардов руб. 2-ой, курорт вариант мнимый неритмичность управляющей компании, собирающей средства арендаторов для реконструкции переходов, строительства новейших павильонов и проведения работы поэтапно, не останавливая торговлю на сто процентов. Ставка фиксируется на уровне 10 тыс. руб. за 1 кв. м за месяц. Доход «Гормоста» вырастает до 2 миллиардов руб. за год уже к концу первого года работы. Но городку не нравится мысль посредничества. Алина Бисембаева настаивает, что управляющая компания может раздевулье завлекать арендаторов, помогать в оформлении прямого контракта аренды и заниматься административной деятельностью за фиксированную комиссию.
Как у их?
Все торговые площади метро и подземных переходов Нью-Йорка принадлежат транспортному управлению местный) житель (Metropolitan Transportation Authority - MTA), чей департамент недвижимости сдает в аренду, время от времени и реализует разновременно торговые площади. Снотворное популярный метод получения площадей в нью-йоркском метрополитене - по заявке(Request for Proposals), их выдают или MTA впрямую, или через брокеров по недвижимости. В 2009 году в нью-йоркском метро было 345 магазинов, и прибыль MTA от сдачи им площадей в аренду за год составила наиболее $70 млн.
В Токио есть два оператора подземного транспорта - Tokyo Metro и Toei. Tokyo Metro приватизирована в 2004 году, 46% принадлежит мэрии, 54% - Министерству инфраструктуры, транспорта и туризма. На данный момент обслуживает 179 станций. Tokyo Metro обладает подземными торговыми центрами Echika, Echika fit и Metro pia. Также на станциях ставят принадлежащие метрополитену киоски Metro, где продается пресса. Toei принадлежит городку и обслуживает 106 станций.
Метро в Париже находится под контролем Regie autonome des transports parisiens (RATP), у которой есть «дочка» Promometro (с 1971 года сдает в аренду и заведует коммерческими площадями в метро). Promometro заведует 586 магазинами общей площадью 22 тыс. кв. м в транспортных сетях Парижа, Лиона и Марселя (22 тыс. кв. м.). Наиболее 80% магазинов принадлежат личному бизнесу. Promometro заведует большими торгцентрами на станциях парижского метро La Defense, la Gare de Lyon, Auber и Chatelet. В Лондоне весь публичный транспорт, также главные дороги и подземные переходы находятся в ведении Transport for London (TfL). Эта структура подчиняется администрации Огромного Лондона.
Екатерина Ъ-Геращенко, Наталья Ъ-Бархатова